Точка зрения Локка, согласно которой разум — это универсальный компьютер, наполняющийся данными лишь после рождения человека, была подвергнута серьезному сомнению и заменена совершенно другой идеей: мозг — это набор специализированных модулей.

Такие модули образовывались в результате специфических потребностей, связанных с воздействием окружающей среды на предков человека в то время, когда формировался мозг современного Homo sapiens, и поэтому содержат врожденное знание, необходимое для решения проблем, поставленных окружающей средой.

В отличие от Локка и Скиннера некоторые исследователи полагают, что младенцы имеют некоторое врожденное эмпирическое знание мира. Оказавшись, к примеру, в экспериментальной ситуации, из которой следует, что два объекта занимают одно и то же место в пространстве, они возбуждаются и беспокоятся, поскольку каким-то образом знают, что этого не может быть.

Наиболее известные модули мозга — это левое и правое полушария коры, которые выполняют частично специализированные, а частично совпадающие функции, функции, которые могут быть исследованы отдельно путем рассечения мозолистого тела — нервного узла, который соединяет оба полушария.

Существуют также специализированные модули речи, зрения, музыки, принятия решений и даже морального выбора.

Одной из наиболее интригующих работ о модулях мозга, которые могли бы быть специализированы на выполнение задач социального сотрудничества, является работа Джона Туби и Леды Космидес о так называемой задаче Васона.

Задача Васона была разработана в 1960-е годы для того, чтобы установить, смогут ли испытуемые логически опровергнуть содержащие условие утверждения («если… то…») при помощи перебора серии карточек, на которых написаны несколько возможных ответов. В оригинальной задаче Васона этот вид логического рассуждения оказался очень сложным для большинства людей, когда он касался абстрактных понятий; лишь 25 процентов протестированных людей были способны ответить правильно.

Однако когда Туби и Космидес провели аналогичный тест, используя предложения, выражающие социальные отношения, коэффициент правильных ответов у испытуемых резко увеличился, то есть опровержение предложений типа «Вы можете пить пиво, если вам есть 21 год» или «Вы можете претендовать на определенные привилегии, если делаете отчисления в общественный фонд» гораздо легче выполнялись тестируемыми, чем предположения о привычных ситуациях, не заключающих в себе социальных обстоятельств (например, «Если кто-либо едет в Бостон, то он едет на метро»).

Туби и Космидес считают, что эти результаты говорят о существовании специальной, возникшей в результате эволюции функции мозга для решения проблем социального сотрудничества типа «дилеммы заключенного».

См. ЧАСТЬ 3. МЕЖДУ АНГЕЛОМ И ДЬЯВОЛОМ

Выдержки из книги «Великий разрыв» американского  философа, политолога, политического экономиста и писателя Фрэнсиса  Фукуямы. Глава 10. «Происхождение сотрудничества». Пер. с англ. под общ. ред. А.В. Александровой. — М: ООО «Издательство ACT»

Узнать больше о интегрированном подходе к развитию сотрудничества в организации "Алхимия сотрудничества"

Для получения дополнительной информации о нашей практике в области обучения и развития персонала, пожалуйста, обращайтесь по телефону +7 812 325 5473 или по электронной почте info@noi.ru.